Аналитика о биржевых сделках с моторным топливом и нефтью на СПбМТСБ
Об итогах сделок с моторным топливом на СПбМТСБ в январе 2025 г.
Первый месяц наступившего года оказался весьма плодотворным. Суммарный оборот сделок с нефтепродуктами в количестве 3,1 млн. т установил абсолютный рекорд для января за всю историю СПбМТСБ, превысив аналогичный показатель января 2024 года на 16%. В том числе обороты с бензином подросли на 5%, а с дизтопливом подскочили на все 25%. При этом обращает на себя внимание несоразмерность увеличения количества сделок к физическому обороту. Так, в сегменте бензина средний вес сделки на базисе «ст. отгрузки» похудел со 100 тонн в январе 2024 года до 84 тонн год спустя, что обусловлено регуляторной политикой биржи в направлении «справедливого» распределения ресурса.
В дизельном сегменте такого явления не зарегистрировано. Как было 105 тонн на среднестатистическую вагонную сделку в прошлом январе, так и осталось (108 т/с), в нынешнем.
Биржевые ценовые индексы бензина с первых торговых дней января попали в крутое пике и за две недели подешевели примерно на 6,5 тыс. р/т (минус 12%), опустившись к уровням января предыдущего года, до 48 -50 тыс. р/т. Такое поведение связано с высоким, характерным лишь для декабря объемами предложений товара от производителей, достигавшее порой 62 тыс. т/сут.
Но уже с двадцатых чисел января, кода нефтяные компании сформировали планы по переработки на февраль и понимая избыточность предложений, биржевые объемы были существенно урезаны, с 57 до 47 тыс. т/сут по среднесуточному показателю.
31 января Правительство РФ продлило до 28 февраля временное ограничение на экспорт бензина. Однако оно направлено в основном против «серого экспорта» и не распространяется на поставки, осуществляемые непосредственными производителями нефтепродуктов, сообщает ТАСС. В наступающем феврале ценовые индексы вероятно продолжат наступательную динамику. Возможно не столь острую как нынешний подскок, но все-таки заметную.
Экспорт нефтепродуктов из России, несмотря на Западные санкции, остается достаточно высоким. Среднесуточный объем поставок нефтепродуктов из России за первые 10 дней января составил 2,5 млн баррелей в сутки, пишет Блумберг. Это на 12% больше, чем показатель поставок в декабре и самый высокий показатель с февраля 2024 года. В частности, экспорт бензина и его смесей — на 15% до 4,5 тыс. т/сут, дизтоплива и газойля – на 17%, до 130 тыс. т/сут.
Кстати, по уточненным данным, экспорт нефти в 2024 году вырос до 240 млн. т, превысив показатель 2023 года на 2,4%, при добыче 516 млн. т, сообщает Интефакс.
Нефтяные котировки в 2024 году на марку Брент укладывались как правило в коридор 70-80 долл/бар, выскакивая порой под действием геополитических факторов за его верхнюю границу. Российская нефть марки ВСТО, торгуемая на СПбМТСБ в ежедневном режиме повторяла каждый шаг европейского аналога в масштабе почти один к одному. Средняя по итогам 2024 года цена Брент составила 79.34 долл/барр, , ВСТО – 77,36 долл/барр (52206 р/т), а дисконт – 2,0 долл/барр.
И еще о нефти.
В дизельном сегменте повторилась картина характерная для января любого года. Зимние классы, удерживающие самую высокую ценовую позицию, камнем рушились на дно. Поддерживала такое поведение и рекордно теплая зима в европейской части страны. Избыток предложений над реальным спросом обрушил индекс цены 18 тыс. р/т (минус 25%), с 74300 до 56300 р/т, к уровням ценовых индексов летних и межсезонных сортов.
А те, в свою очередь оттолкнулись от дна, приступили к восстановлению утерянных за декабрь позиций. Ценовые индексы за январь подросли на 1,5-2,0 р/т, до примерно 56 тыс. р/т и вероятно продолжат продвижение в этом же направлении. Темпы роста пока неизвестны, но если в прогноз заложить их поведение в прошлые годы, то десяточка к апрелю может прицепиться.
Такой сценарий не исключают и наши регуляторы, а потому на заседании биржевого комитета ФАС обсуждалось введение «повышенного сезонного норматива продажи дизтоплива в период посевной и уборочных работ для дополнительного увеличения объемов нефтепродуктов сельхозпроизводителям", - сообщает ТАСС. Сейчас нефтяные компании обязаны реализовывать через биржевые торги 16% от всего объема произведенного дизельного топлива.
На фоне обвала оптового, а вслед за ними и мелкооптового рынка, розничная торговля моторным топливом вышла годовые максимумы доходности бизнеса. Маржа как разность между ценой на пистолете АЗС и ценой топлива на ближайшей нефтебазе достигает 40-50% или 15-20 руб./л в натуральных цифрах в зависимости от вида топлива.
Естественно, фаза изобилия недолгая. С февраля пробудившийся оптовый рынок урежет доходность до 10-20%, что стало почти нормой на протяжении предыдущих лет.