Аналитика о биржевых сделках с моторным топливом и нефтью на СПбМТСБ в период 8 - 12 апреля 2024 г.
Аналитика о биржевых сделках с моторным топливом и нефтью на СПбМТСБ в период 8 - 12 апреля 2024 г.
Нефть марки Брент дорожала на лондонской ICE c 75 дол/барр в декабре 2023 года до 91долл/барр на прошедшей неделе. Движение котировок вверх активизировалось после начала блокировки Мандепского пролива антиизраильским движением хуситов.
Российская высококачественная нефть марки ВСТО торгуемая на СПбМТСБ и экспортируемая по трубе с базиса терминала Варандей в Азиатско-Тихоокеанский регион дорожала в таком же темпе, как и Брент, с 70 в декабре 2023 года до 86 дол/барр на нынешней неделе. Дисконт к Брент в среднем составил в апреле 3-4 дол/барр против 30 дол/барр в самые хмурые дни для отечественных нефтяников дисконт весной 2023 года.
Бензин на прошедшей неделе торговался с понижением цены. Марка Аи95 подешевела на базисе франко-вагон ст. отправления на 2720 руб/т, до 59190 р/т, марка Аи92 – на 1540 р/т, до 51620 р/т. При этом, что примечательно, цены сделок как бы повторили уровни прошлогодней весны 2023 года.
По ниспадающей тенденции, начиная с первых дней 2024 года, выставлялись в торговое окно и объемы к реализации автобензина. И опять же, как и цены, объемы сделок вернулись к прошлогодним среднесуточным показателям порядка 30 тыс. т/сут.
Сокращение объемов топлива, предлагаемого к реализации и вмесите с тем его удешевление следует отнести к аномальному явлению, выпадающему из общей логики. Вероятно, мы видим реакцию нефтяников на рекомендацию А. Новака ВИНКам на правительственном совещании 2 апреля «перестать покупать друг у друга нефтепродукты на бирже и вместо этого заключать прямые договоры по формуле цены, сложившейся на торгах». Можно предположить, что аффилированные с ВИНКами трейдеры взяли паузу. Надолго ли?
Тем не менее, несмотря на запрет экспорта бензина с 1 марта по 1 сентября, внутреннему рынку таит в себе угроза дефицита мощностей НПЗ. В этой связи в Правительстве рассматривают возможность некоторого смягчения строгих экологических стандартов в отношении бензина. По расчетам аналитиков предлагаемая мера позволит отправить дополнительно на внутренний рынок от 300 - 350 тыс. тонн бензина в месяц.
Всего, для справки, в 2023 году общий объем производства бензина достиг почти 44 млн. тонн. В первом квартале 2024 года он составил 11,1 млн. т.
В дизельном сегменте произошла существенная перестройка. Во-первых, нефтяники выдали объемы 60-65 тыс. тонн суточной реализации в нынешнем апреле против 40-42 тыс. тонн в прошлогоднем. В такой же пропорции подскочили и цены сделок, с 42000 до 66000 р/т. Вероятно, они сохранятся на этом потолке, а нынешний незначительный спад обусловлен скорее рекомендациями нефтяникам от вице-премьера А. Новака. Затронута на совещании в правительстве и тема цен на дизельное топливо для сельхозпроизводителей. Для них правительство дало поручение Минэнерго и Минпромторгу установить «целевой уровень тарифа». Что это такое, как он будет выглядеть и касается ли эта тема биржевых сделок, пока неясно.