Об итогах сделок с моторным топливом на СПбМТСБ в июле 2024 г.
Об итогах сделок с моторным топливом на СПбМТСБ в июле 2024 г.
Июль нынешнего года, впрочем, как и прошлогодний, отметились резким удорожанием топлива как в биржевом сегменте, так и в розничном. Марка Аи95 подорожала на бирже едва ли не до исторического максимума, 75000 р/т, установленного в сентябре прошлого года. Обращает на себя внимание поведение марки Аи92. Она, вопреки традиции, не повторила траекторию взлета Аи95, ограничившись относительно мягким восхождением и даже слегка отступила в конце месяца. На этом фоне статистический диспаритет между двумя марками, установившийся с прошлого года на уровне 6 тыс. р/т, подскочил в июле до 15 тыс. р/т, что свидетельствует о том, что отрасль не способна насытить спрос бензином Аи95.
Дело не в капризе нефтяников выжать из рынка по максимуму, а в том, что легковой автопарк страны вот уж 10 лет активно пополняется моторами новых автомобилей, требующих высокооктанового бензина с показателями октанового числа 95 и выше. Подобно тому, как бензин марки А76 (Аи80) ушел в небытие из-за смены моторов, такая же судьба вырисовывается м бензину Аи92. Данные биржевых торгов подтверждают: за предыдущие десять лет спрос и объемы биржевой реализации высокооктанового Аи95 выросли 120%, а спрос на Аи92 – только на 35%. В итоге рынок бензина Аи95 подошел к той черте, за которой ни запрет экспорта, ни квотирование продаж его на бирже, о чем пестрят в печати предложения от мало знакомых с темой экспертов, не решат задачи насыщения рынка. Нужно расширять производство высокооктановых компонентов, на что требуются немалые финансовые вложения. Так, недавно в новостях проскочила тема модернизации: компания ЛУКОЙЛ обратилась в Минфин за инвестнадбавкой по обратному нефтяному в размере около 94 млрд. руб. для модернизации Волгоградского НПЗ ( https://oilcapital.ru/news/2024-07-29/minfin-otkazal-lukoylu-v-modernizatsii-5151076 ). Финансовое ведомство отказало в просьбе из-за ограниченности бюджета, что в нынешних условиях вполне объяснимо. Но впечатляет сам по себе масштаб требуемых финансовых вложений. И это только для одного завода. А таких по стране, из числа крупных, более 15 единиц. На всех потребуется около одного миллиарда рублей. Взять их сегодня негде, а потому нужно смириться - дешеветь бензину нет пути.
На фоне растущего опта бизнес АЗС по реализации высокооктанового Аи95 выпал в отрицательную область, что вынуждает владельцев компенсировать убытки повышением цен на остальные марки. Средняя по стране цена марки Аи95 за июль подскочила, согласно сводкам Росстата, до 57,90 (+1,21) р/л, а всего с начала года – на 3,03 р/л. Самые высокие цены на 29 июля сложились, от 64 р/л в Крыму до 69 р/л – в Магадане. Самые низкие – 53,37…54,25 на Алтае, в Томской и Курганской областях.
На московских АЗС бензин Аи95, согласно сводке МТА от 29 июля, подорожал до 59,40 р/л, прибавив с начала года 2,8 р/л или 5,0%. После того, как Банк РФ повысил 26 июля ключевую ставку до 18%, годовая инфляция им скорректирован до 6,5-7,0. Естественно, что и от бензина можно ожидать продолжения удорожания к концу года до 7%, к величинам по Аи95, близким к 60,50 р/л, Аи92 – до 54,7о р/л.
К осени, когда летний пик спроса традиционно начнет остывать, мы увидим снижение биржевых цен бензина, Рентабельность АЗС улучшится, а пока владельцы АЗС поддерживают торговый баланс за счет 20-процентной рентабельности в сегментах Аи92 и дизтоплива.
Опубликованные планы нефтяных компаний на август также не дают повода для оптимизма.
По бензинам суммарный объем реализации, порядка 543,5 тыс. т, сохраняется практически на уровне предыдущего месяца. При этом существенное сокращение планируют такие гиганты, как Рязанский НПЗ – на 42% к июлю, Пермский – на 16% Омский – на 5%, Самарская группа – на 3%. Нивелируют сокращен6ие с суммарным объемом 45 тыс. тонн завершившие ремонт Астраханский ГПЗ, Сургутский ЗСК, КИНЕФ, ТАИФ. В дизельном сегменте нефтяные компании планируют сократить биржевые объемы суммарно на 39 тыс. тонн против июня, нарастив при этом пока еще не закрытый экспорт. А его могут закрыть, но уже в октябре, когда страну как обычно залихорадит от дефицита зимних сортов. А пока дизель в оптовом звене сохраняет на протяжении трех месяцев стабильный уровень около 62000 р/т. Что никак не отразилось на его стабильности в рознице. Средняя по РФ цена одного литра непрерывно растет, обновляя с каждой свежей сводкой Росстата абсолютные рекорды. К настоящим дням она достигла 66,33 р/л, а на Камчатке, Сахалине и Якутии перевалила за 80 р/л и устремляется к 90 р/л.
Удивление вызывает вспышка биржевых цен в июле на авиакеросин и СУГ. Повода к такому развитию событий вроде бы не было. Можно лишь предположить, что производители таким приемом получают своеобразную компенсацию за поддержание ровных цен в сегменте дизтоплива. К подобной практике прибегают владельцы АЗС, восполняя убытки от реализации Аи95 за счёт удорожания иных товаров. Вместе с тем, аналитики связывают июльское подорожание авиатоплива с пиковым спросом на гражданские авиаперевозки, а также с активизацией отгрузок с восточных НПЗ: Ангарского - 99 306 руб/т, Ачинского - 96 тыс. руб/т, Омского - 89 900 руб/т.
Средняя биржевая тонна авиатоплива за июль подорожала на 5%, до 84700 (+4300) р/т, обновив абсолютный рекорд (84400) октября 2023 года.
Тонна СУГ подорожала более чем вдвое, с 18800 в начале месяца до 38900 р/т, в конце. Фантастический рост! Хотя, справедливости ради, следует заметить, что СУГи выбирались из ценовой ямы (10 тыс р/т), угодивши в неё в начале года. Предыдущий ценовой рекорд по СУГам пришелся на начало ноября и составил величину порядка 33500 р/т
В целом, объем биржевых сделок за июль, как и положено по статистике установил годовой максимум, если не считать декабрь, когда трейдеры закупаю товара не только на текущий декабрь, но и на длительные новогодние праздники. По всем без исключения товарным позициям регистрируется рост оборота, суммарно на 28%., до 3,310 млн. т в натуральном исчислении, или в финансовом – на42%, до 199 млрд. р. В том числе, по бензину – на 12%, до 891 тыс. т против 814 тыс. т в июне предыдущего года, по дизтопливу – на 45% до 1.765 (+0,545) млн. т, по авиакеросину – на 19%, Мазуту – на 1%, СУГам - на 2%.
Мировая нефть, несмотря на сложные политические моменты ведет себя относительно спокойно. Европейские страны, поддержавшие американские санкции против России, успокоились на том, что нефть поступает в достаточных объемах на европейские НПЗ из стран Ближнего Востока по ценам, близким к $80/барр, а российские нефтяники пробили дорогу в Китай и Индию и торгуют без особого ущерба для себя и бюджета РФ.
По данным Интерфакс на 1 августа 2024 года ( https://www.interfax.ru/business/973499 )
стоимость Urals в Приморске в июле составила $71,85/барр, стоимость Североморского эталона - 85,25/барр. Дисконт Urals в порту Приморск (FOB) к Североморскому эталону понизилась в июле до $13,4 за баррель по сравнению с $14,87 за июнь.
Если же взять за основу биржевые цены сделок с нефть ВСТО на СпбМТСБ, торгуемой на базисе терминала порта Варандей, то дисконт к Брент составил в июле мизерную величину, $1,4/барр против $3,8/барр месяцем ранее.