Аналитика о биржевых сделках с моторным топливом и нефтью на СПбМТСБ в период 20-24 мая 2024 г.
Аналитика о биржевых сделках с моторным топливом и нефтью на СПбМТСБ в период 20-24 мая 2024 г.
Главная новость недели пришла на рынок нефтепродуктов от Правительства РФ, снявшего с 20 мая по 30 июня принятый ранее запрет на экспорт бензина с 1 апреля по 31 августа. К моменту принятия решения регуляторы рынка убедились в том, что удалось остановить немотивированный рост оптовых цен бензина в начале года на 30-40% и даже обратить ценовые индексы вспять к уровням весны предыдущего 223 года. При этом внутренний рынок в достаточной мере насыщен топливом, острая необходимость в запрете временно отпала. Так же, пояснили в Правительстве, освобождаются порты от планировавшегося к вывозу топлива на момент запрета.
На слухах о предстоящем освобождении экспорта биржевые трейдеры, осознавая шаткость достигнуто8го ценового дна приступили к наращиванию дешевых запасов, а нефтяные компании в свою очередь последовательно подстегивали спрос, сокращая продажи. Так, объемы сделок на текущей неделе с бензином откатились в среднесуточном исполнении на 14%. с 50 до 43 тыс.т. На этом фоне цены сделок двинулись вверх и за две постпраздничные недели прибавили примерно по 7% (плюс 3200 - 3700 р/т). Статистика прошлых лет, учитывая динамику поведения в период высокого спроса, дает однозначный ответ на вопрос, куда пойдет рынок. Полагаю, как минимум, к вершинам мартовских сделок.
Что касается дизтоплива, то здесь, как в зеркале отображена картина поведения бензиновых индексов, но в более мягкой форме, ослабленной доступностью к ресурсам.
В центре внимания биржевых трейдеров остается тема ОТП. Участники торгов не понимают, почему и зачем регуляторы рынка в лице Банка РФ и ФАС буквально навязывают эту услугу, делают её обязательной? Ответов на эти вопросы нет, кроме как навязшего на зубах тезиса о «цифровизации экономики».
Бизнес в здоровом государственном механизме должен, полагаю, развиваться изнутри, без давления сверху. Цифровизации для бизнеса – это средство, а для регуляторов – цель. В этом суть недопонимания. Никто из инициаторов ОТП не ответил на простые, но первостепенные для бизнеса вопросы - быстрее ли побегут вагоны с топливом из пункта А в пункт Б, сократится ли срок ожидания выгрузки биржевого заказа с 30 до 5 дней от даты сделки, сократятся ли недоливы на заводе или воровство в пути? За такого оператора бизнес проголосует двумя руками. А пока получил от ОТП лишь формализацию штрафов за сверхнормативный простой вагонов-цистерн, которые списываются со счета клиента без права его опротестовать.
Доля сделок с услугой ОТП на базисе «ст. отправления» за период 02-24 мая составила 14% (264 тыс. т) от общего объема. В структуре ОТП 65% - дизтопливо, 30% - бензин, 5%- СУГ.
Почти все они от компании АО «ЛУКОЙЛ». Её доля в сегменте бензина составляет 78%, 12% - ТАНЕКО, 5% - ТАИФ, остальные 5% распределены по оставшимся семи базисам.
В сегменте дизтоплива доля Лукойла и вовсе 97%. Подробности – в таблицах.