Аналитика о биржевых сделках с моторным топливом и нефтью на СПбМТСБ в период 2-8 мая 2024 г.
Аналитика о биржевых сделках с моторным топливом и нефтью на СПбМТСБ в период 2-8 мая 2024 г.
Регуляторы рынка нефтепродуктов в лице ФАС и Минэнерго нацелились вывести до окончания 2024 года поставки товара по биржевым сделкам на платформу ОТП-РЖД. По сути, между продавцом и покупателем товара регуляторы вставляют промежуточное звено «ОТП», которое объединяет всех участников сделки – Продавца, Покупателя, Биржу, Клиринг, РЖД. Помимо прозрачности перемещения товара из пункта в пункт Б, платформа, как полагают авторы, организует процедуру поставки биржевого товара от заявки Покупателя до окончания поставки в цифровом формате, фиксирую при этом «события в юридически значимых форматах, что важно в случаях нештатных ситуаций или сверхнормативных простоев».
Предлагаемая платформа, пожалуй, несколько утяжелена. Многим покупателям для полной прозрачности процесса достаточно было к уже наработанным годами практикам подключить лишь услугу РЖД по отслеживанию вагонов в пути, как многие и поступали, а потому предлагаемая с 2023 года платформа ОТП, не привлекла особого интереса со стороны участников биржи.
Статистика подтверждает вялое отношение к ОТП. Доля сделок с привлечением Оператора ТП январе 2024 года составила 0,3%, в феврале – 2%, в марте – 3%, в апреле – 6%, в пока еще неполном мае – 10%.
Тем не менее, от навязанной услуги никому не скрыться. С 2025 года платформа перестанет быть выбором покупателя, а перейдет в разряд обязательной.
Среди первых к обязательному применению ОТП в сделках, начиная с мая, подключилась компания Лукойл. С 13 мая подключится «ТАИФ-НК», планируя половину майских объемов реализовать на платформе ОПК.
За пять торговых дней мая суммарный объем сделок с ОТП составил 69,2 тыс. тонн на пятнадцати базисах, включая девять «ст. отправления ОТП» и 6 наливных пунктов на (франко-резервуар ОТП Транснефть). В структуре по видам топлива преобладало дизельное топливо – 70%, бензин – 21%, СУГ – 9%.
Объем сделок с ОТП за эти 5 торговых дней мая составил на НПЗ Лукойла величину порядка 56 тыс. т, при плане 61 тыс. т, а доля в общем объеме ОТП -81%.
Кстати, суммарный объем сделок за пять торговых дней по всем биржевым инструментам составил 825 тыс. т, что почти в два раза превышает планируемые показатели – 436 тыс. т за такой же срок.
Всю предпраздничную неделю мая топливо продолжало дешеветь и лишь только накануне 9 мая подскочил спрос и слегка подтолкнул вверх ценовые индексы. Этот эффект не нов, он обусловлен повышенным спросом из-за возможности отдалить взнос гарантийного обеспечения на четыре праздничных дня.
Фундаментальные причины, вызвавшие понижательный тренд в части ограничения экспорта, затоваривания нефтебаз, смены руководства в Минэнерго (уроженец Донбасса новый глава Сергей Цивилев сменит Николая Шульгинова), да и непривычно для мая холодная погода, удерживали рынок нефтепродуктов в минорном ключе.
За период 2-8 мая средняя цена сделок с Аи92 подешевела на 1,5%, до 46570 (-720) р/т, Марка Аи95 подешевела на 0,8%, до 52750 (-400) р/т. Примечательно, что эти уровни цен сопоставимы с аналогичными показателями марта-апреля 2023 года. Надо отметить, что сопоставимость индексов на интервале в один год, явление не новое. Как и сегодня, совпадали ценовые индексы бензина в марте 2022 и в марте 2023 гг. А вот предсказать в какую сторону они развернутся после столь примечательного явления, невозможно. Статистика свидетельствует о разнонаправленной и довольно острой последующей динамике. Что касается текущего момента, то явных сигналов о том, что рынок готов к развороту, пока не поступает. Следовательно, можно сделать осторожный прогноз, что мягкое сползание индексов продолжится до конца мая.